Вы сочинили музыкальную композицию. Она уже понравилась вашим
родственникам и друзьям. Прекрасно. На очереди решение двух проблем:
как сделать, чтобы ваша музыка "пошла в массы", но при этом ее у вас не
украли бы.
Первая проблема в эпоху всемирной сети разрешается очень
просто. Даже если вашу песню не захотел "раскручивать" ни один из
телеканалов и отвергли все радиостанции - не беда. Выкладывайте ее в
Интернете. Денег это вам, скорее всего, не даст, но известность
принести или прибавить может. Кстати, так теперь иногда поступают не
только начинающие, но и именитые музыканты. Далеко за примерами ходить
не надо. Вы ведь тоже, наверное, скачали файл с песней Олега Газманова,
отвергнутой нашим шоу-бизнесом, из всех возможных песенных тем
признающим исключительно любовную?
Что же делать? Как, если и не застраховаться от нарушения
ваших авторских прав, то хотя бы уменьшить вероятность того, что в один
не очень прекрасный день вы услышите знакомую до слез музыку, вот
только указанное на диске имя окажется вовсе не вашим? Универсального
ответа на этот вопрос нет. И абсолютно надежного решения тоже пока не
найдено.
Что если обратиться в одну из организаций, оказывающих
содействие авторам художественных произведений? Рискните, но будьте
осторожны. Что-то подозрительно много развелось в Интернете принимающих
авторские работы "на сохранение" и для "раскрутки" (не бесплатно,
разумеется) контор, за которыми стоит не очень понятно кто.
Можно попробовать закрепить за собой авторское право фактом
опубликования вашего произведения. Запишите диск, издайте его тиражом в
тысячу экземпляров, предложите для продажи в соответствующие магазины.
Ясное дело, что этот путь почти стопроцентно убыточный. Диск
безымянного автора затеряется среди тысяч собратьев по стеллажу, да так
и будет на нем лежать до тех пор, пока продавцу не наскучит.
Есть еще один, народный рецепт. Запишите композицию на диск,
отправьте его бандеролью по почте в свой собственный адрес, получите и,
не распечатывая, оставьте лежать бандероль в надежном месте "на черный
день". После этого можете пробовать предлагать застрахованную таким
путем композицию продюсерам и программным директорам радиостанций. Если
вам скажут, что такая музыка не подходит, т. к., например, не
вписывается в формат, а потом она окажется опубликованной от имени
другого человека, можно попробовать обратиться в суд. Сокровенная
бандероль, опечатанная почтовыми штемпелями с указанием даты
отправления, послужит "вещдоком" вашего приоритета.
В общем, все это хлопотно и не очень надежно. Но неужели в век
цифровых технологий нет программного средства, которое не только
помогало бы творческому человеку в записи музыки, но и хоть в какой-то
степени обеспечивало защиту авторских прав? Есть такая программа! Это
виртуальная студия Propellerhead Reason.
Опять виртуальная студия? Сколько о них уже написано и
прочитано! Да и отличается ли Propellerhead Reason, скажем, от тех же
Cakewalk SONAR или Steinberg Cubase? Рискнем предположить, что
современные версии Cakewalk SONAR и Steinberg Cubase как раз-то не
содержат в себе принципиальных отличий друг от друга. Наоборот, в
процессе непрерывной конкурентной борьбы они, как это на первый взгляд
ни странно, все более и более сближаются по своим возможностям. Да и
графические интерфейсы этих профессиональных программ содержат немало
схожих черт. А вот Propellerhead Reason сейчас - в чем-то совершенно
особая ветвь развития музыкального "софта".
Reason 3.0 - музыкальная цифровая крепость
По электронной почте в наши адреса и в виде сообщений на
форумах сайта http://petelin.ru ежедневно поступают десятки вопросов.
Примерно в половине из них описываются однотипные ситуации:
капризничает та или иная программа, не работает должным образом тот или
иной плагин. Мы редко отвечаем на такие письма. Просто свободное время
для того, чтобы вникнуть в суть конкретной проблемы, появляется не
часто, да и ответы на большинство вопросов уже содержатся в наших
книгах. Но за годы существования проекта "Музыкальный компьютер"
информации накопилось столько, что можно говорить о некой статистике. К
каким выводам эта статистика подталкивает? Чаще всего "софт" совсем не
при чем. Просто есть много пользователей, на данном этапе своего
развития обладающих поверхностными знаниями и слаборазвитыми
практическими навыками, но при этом ставящих цели, достижение которых
по плечу лишь значительно более подготовленным людям (не исключено, что
в будущем они таковыми станут, своими книгами и статьями мы стараемся
этому способствовать). На втором месте (по распространенности) еще одна
очевидная причина "глюков": использование пиратских версий программ
(особенно "русифицированных"). Разумеется, и лицензионные программные
продукты тоже содержат ошибки, которые при определенном стечении
обстоятельств проявляются и приводят к сбоям. И это третья причина
возникновения трудноразрешимых проблем. Но вот что интересно. Объектами
жалоб пользователей нередко бывают VST- и DX-инструменты либо
плагины-эффекты и плагины-обработки. Частенько "чудят"
многофункциональные виртуальные студии и звуковые редакторы. А вот на
Reason жалоб почти нет.
Встречаются программы, которые из-за многократных доработок и
"навешивания" все новых и новых модулей, надстроек и "пристроек" в
конце-концов стали напоминать те сооружения, что у нас в быту принято
образно называть "шанхаями". Необозримые меню с несколькими уровнями
иерархии, десятки функций, половина из которых реализована не
оптимально, отсутствие наглядности и масса неудобств в управлении. Не
такова виртуальная студия Reason. Это монолит. Когда ищешь, с чем бы ее
сравнить, на ум приходит крепостная башня. Надежность, широкие
возможности, наглядный, интуитивно понятный графический интерфейс,
самодостаточность программы как средства синтеза музыки - все это
серьезные аргументы в пользу Reason. Вот с такой программой мы и
предлагаем познакомиться, но сначала стоит пояснить, как именно
разработчики Reason позаботились о сохранении ваших авторских прав.
С помощью Reason, не прибегая еще к каким-либо программным
продуктам, музыкальную композицию можно создать от начала и до конца
(нельзя лишь записать голос певца). Если вы пожелаете продолжить работу
над произведением в другой музыкальной программе - воля ваша. В
программе есть средства для экспорта музыкальных данных из проекта
Reason в файлы, форматы которых понимает любой звуковой или любой MIDI
редактор. А если вам нужно "всего лишь" опубликовать плод вашего труда
в Интернет? На этот случай в Reason предусмотрен особый тип файла
проекта. В него невозможно внести изменения. Точнее говоря, получив
такой проект в свое распоряжение, злоумышленник может и как угодно его
кромсать, и заменять в информационном окне ваше имя на свое, вот только
сохранить модифицированный проект в файле ему не удастся.
Действительно, получается не проект, а музыкальный аналог той самой
"цифровой крепости" (кода с ключом, не поддающимся вскрытию), о которой
столь увлекательно написал в своем очередном бестселлере популярный
ныне Дэн Браун. Так что аранжируйте и сводите музыку в проекте Reason,
указывайте в нем свое имя и выкладывайте в Интернет. Композиция "пойдет
по рукам", с каждым скачиванием добавляя вам популярности. Главное, что
никто не сможет ни вычеркнуть вашего имени, ни записать себя в
непрошенные соавторы.
Рис.1. Reason - всё для синтеза музыки в одной упаковке
К сожалению, "цифровая крепость" - это, скорее всего, лишь плод
воображения автора техногенных детективов. И, конечно, если
постараться, то и проект Reason не устоит. Но "взломщик" должен быть
очень квалифицированным. Не верится, что таковые встречаются среди
музыкантов. Поэтому для осуществления взлома проекта, защищенного
средствами Reason, понадобятся усилия не воришки-одиночки, а совместные
действия целой преступной группы, состоящей из заинтересованного
музыканта и умелого хакера. Но для того, чтобы ваша работа вызвала
столь сильный нездоровый интерес, она должна и в самом деле напоминать
"два бриллианта", причем не "в три карата", а несколько более весомых.
Вещь в себе
Говоря о принципах построения программы Reason, следует
учитывать, что она является виртуальной студией, ориентированной на
применение встроенных программных обработок, эффектов, инструментов. В
отличие от большинства современных виртуальных студий Reason не
поддерживает DX- и VST-плагины и не предоставляет пользователю
возможность записи звука от внешних источников и воспроизведения
аудиотреков. Все, что необходимо для создания музыки с помощью этой
программы, имеется внутри нее. В результате реализации такой идеологии
обеспечена высокая надежность функционирования виртуальной студии и ее
относительно небольшая требовательность к ресурсам компьютера.
Reason имеет уникальный графический интерфейс, представляющий
собой виртуальную рэковую стойку, в которую можно добавлять нужные вам
виртуальные устройства. На виртуальных передних панелях устройств
расположены элементы коммутации и управления параметрами синтеза звука.
А на виртуальных задних панелях - входные и выходные разъемы.
Необходимые соединения выполняются виртуальными кабелями. Кроме
виртуальной стойки главное окно Reason содержит главное меню,
встроенный секвенсор и транспортную панель. Каждому виртуальному
инструменту, закрепленному в стойке, соответствует отдельный трек
секвенсора. В режиме записи на треке сохраняются данные автоматизации и
та информация, которая поступает от внешнего MIDI-контроллера
(MIDI-клавиатуры). При воспроизведении информация, хранящаяся на треке,
передается соответствующему виртуальному устройству.
Рис.2. Коммутация с помощью кабелей - что может быть проще?
Повторимся: в Reason встроены все необходимые эффекты и обработки.
Это превращает собственно Reason и файлы с проектами в формате этой
программы в удобную среду обмена музыкальной информацией. Когда вы
пишете музыку в Reason и выкладываете ее в Интернет, либо, например,
пересылаете плоды своего творчества друзьям, то можете быть почти
абсолютно уверены, что, открыв проект в Reason, любой человек: а)
музыку в принципе услышит, б) услышит музыку такой, какой вы ее
замыслили. В тех виртуальных студиях, которые допускают использование
VST- или DX-плагинов, это проблематично. Дело в том, что всегда есть
желание улучшить звучание композиции, и редкий компьютерный музыкант
удержится от того, чтобы не применить в своем проекте плагины
"навороченных" синтезаторов и эффектов, не входящие в комплект поставки
виртуальной студии-хоста. А у человека, который получит возможность
познакомиться с вашим проектом, с большой вероятностью может не
оказаться необходимого набора плагинов (ведь количество находящихся в
обороте плагинов измеряется уже даже не сотнями и тысячами, а десятками
тысяч). В итоге, некоторые треки (а то и большинство треков) при
попытке воспроизведения проекта просто окажутся "немыми".
Рэк высотой до небес
Итак, Reason - это, в сущности, рэковая стойка, которую вы
можете разворачивать, то так, то эдак, и наращивать, наращивать,
наращивать, покуда здравый смысл не возмутится или компьютер не
перестанет "тянуть". Запас виртуальных устройств и таких же кабелей
достаточен, чтобы воплотить в музыке самые смелые фантазии. Если бы вы
попытались реализовать подобную конструкцию "в металле", то даже самый
толстый кошелек не позволил бы задействовать и десятой доли аналогичных
по назначению и функциям реальных приборов. Чем же мы располагаем?
Прежде всего, в Reason имеются микшеры Mixer 14:2
(четырнадцатиканальный) и Line Mixer 6:2 (шестиканальный упрощенный),
транспортная панель, встроенный секвенсор.
Встроенный секвенсор делится на две основные секции. В левой
секции доступны атрибуты треков, в правой - содержимое треков. Над
треками выполняются все мыслимые операции редактирования: вырезка и
копирование треков в буфер обмена; вставка треков из буфера обмена,
удаление и дублирование выделенных треков. У встроенного секвенсора
имеются разные режимы отображения и редактирования музыкальной
информации. В режиме аранжировки вы можете оперировать целыми блоками
MIDI-информации: переносить их с одной позиции трека в другую, а также
перемещать с одного трека на другой и т. п. В режиме редактирования вы
можете просматривать и редактировать отпечатки клавиш, данные
автоматизации.
Инструментов для синтеза звука в Reason очень много, и каждый из них по-своему интересен.
Драм-машина Redrum формирует звуки десяти выбранных вами
ударных инструментов. В нее можно загружать любые сэмплы в форматах
WAV, AIFF, SoundFont 2, REX с любым разрешением, с любой частотой
сэмплирования, в формате стерео или моно. Redrum обладает встроенным
секвенсором и развитым инструментарием редактирования патчей и
паттернов. Redrum можно использовать в качестве тон-генератора -
управлять им по MIDI с внешнего MIDI-устройства (программы) или со
встроенного секвенсора Reason.
В специализированный плеер барабанных лупов DR. REX LOOP
PLAYER можно загружать барабанные лупы в форматах REX (файлы с
расширениями RCY и REX). При воспроизведении лупа для каждой его доли
можно установить свой набор значений параметров (интервал
транспонирования по высоте, громкость, панорама и т. д.). REX является
синтезатором: барабанные лупы модулируются фильтрами и генераторами,
благодаря чему можно сильно изменять характер звучания лупа. Модуляция
осуществляется во время воспроизведения, а сами сэмплы не претерпевают
никаких изменений.
NN-19 DIGITAL SAMPLER является простым виртуальным прибором, в
котором реализованы все основные функции сэмплера: использование
мультисэмпла в качестве осциллятора (основного звукового генератора), а
также модуляция осциллятора генераторами низкой частоты, генератором
огибающей, обработка фильтрами. В комплект поставки Reason входит
большое количество звуковых файлов и файлов-патчей для NN-19, которые
содержат описания раскладок сэмплов по MIDI-клавиатуре и параметры их
модуляции.
NN-XT Advanced Sampler - продвинутый сэмплер. В отличие от NN-19 он:
* поддерживает многослойность (зоны разных сэмплов могут пересекаться на MIDI-клавиатуре);
* позволяет задать собственные параметры синтеза для каждой из зон;
* способен воспроизводить разные сэмплы с различными значениями
параметров синтеза, зависящими от значения параметра Velocity;
* имеет 8 стереофонических выходных каналов: разные сэмплы могут быть
обработаны разными эффектами, выведены на разные линейки микшера;
* обеспечивает более полную поддержку звуковых банков формата SoundFont
2: из этих банков можно загружать как отдельные сэмплы, так и пресеты.
Кроме того, в NN-XT можно загружать пресеты от NN-19.
SUBTRACTOR POLYPHONIC SYNTHESIZER - полифонический
(многоголосный) псевдоаналоговый синтезатор, формирующий монофонический
аудиосигнал. В инструменте реализованы мультипликативный и аддитивный
методы синтеза, имеются осцилляторы, фильтры, модуляторы, генераторы
огибающих. Предусмотрено большое количество элементов регулировки
значений параметров синтеза.
Malstrom Graintable Synthesizer - полифонический синтезатор, в
котором используется оригинальный метод синтеза, называемый Graintable
(гранулярная таблица) и являющийся гибридом гранулярного синтеза и
Wavetable-синтеза. В основе метода лежат сэмплы, которые в результате
сложных преобразований уже разбиты разработчиками на отдельные гранулы.
MATRIX Analog Pattern Sequencer - паттерновый секвенсор. Сам
по себе MATRIX не генерирует звук, зато он позволяет управлять другими
устройствами. В памяти MATRIX могут храниться несколько паттернов,
которые выбираются с помощью кнопок. На дисплее можно не только
наблюдать содержимое текущего паттерна, но и рисовать с помощью курсора
мыши. Последовательность столбиков в нижней части дисплея соответствует
моментам звукоизвлечения, а высота каждого столбика по умолчанию
пропорциональна значению Velocity (этот параметр MIDI-сообщения
соответствует громкости звучания ноты).
Виртуальное устройство ReBirth Input Machine позволяет
подключить к Reason другой продукт Propellerhead Software - ReBirth
RB-338 версии 2.0.1 или более поздней, объединяющий в себе два
одноголосных синтезатора и две драм-машины с паттерновыми секвенсорами.
ReBirth имитирует звучание культового синтезатора Roland TB-303 и драм
машин TR-808, TR-909. Все эти инструменты обладают специфическим и
узнаваемым звучанием.
Устройства SPIDER AUDIO MERGER & SPLITTER и SPIDER CV
MERGER & SPLITTER не синтезируют звук. Они являются
вспомогательными и предназначены для коммутации других инструментов и
эффектов.
Combinator - специализированное устройство, позволяющее
объединять различные инструменты и эффекты в одно целое, коммутировать
их между собой, сохранять конфигурацию устройств и все их настройки в
одном патче.
Рис.3. Malstrom - можно "накрутить" любой звук
В Reason вы обнаружите все необходимые обработки:
* MClass Equalizer и PEQ-2 Two Band Parametric EQ - параметрические эквалайзеры;
* ECF-42 Envelope Controlled Filter - фильтр, управляемый генератором огибающей;
* MClass Compressor - компрессор с доступом к каналу управления;
* MClass Maximizer - максимайзер (устройство, увеличивающее кажущуюся громкость);
* COMP-01 AUTO MAKE-UP GAIN COMPRESSOR - компрессор с автоматической регулировкой компенсирующего усиления.
А эффекты, реализованные в Reason, сосчитать очень нелегко:
* DDL-1 DIGITAL DELAY LINE - дилэй;
* CF-101 CHORUS/FLANGER - хорус/флэнжер;
* PH-90 PHASER - фэйзер;
* UN-16 UNISON - унисон;
* RV-7 DIGITAL REVERB - простой ревербератор;
* RV7000 Advanced Reverb - продвинутый ревербератор;
* D-11 FOLDBACK DISTORTION - простой дистошн;
* Scream 4 SOUND DESTRUCTION UNIT - процессор эффектов, основанных на преднамеренном искажении сигнала;
* BV512 vocoder - вокодер;
* MClass Stereo Imager - преобразователь стереообраза.
Рис.4. Scream - в искажениях есть своя прелесть
Словом, маловероятно, что такого инструментария вам может оказаться
недостаточно для создания интересно звучащей композиции. Ну а если
все-таки захочется еще чего-либо совсем уж экзотического? Тогда
используйте Reason совместно с другими музыкальными приложениями.
Вообще-то необходимость в этом может возникнуть в двух ситуациях: когда
возможностей Reason уже не хватает для того, чтобы реализовать все ваши
замыслы, и когда, работая в другом музыкальном приложении, вы хотите
использовать средства синтеза, имеющиеся в Reason.
Reason подключается к музыкальным приложениям в качестве
клиента ReWire. Хостом может служить, например, одна из следующих
программ (о них уже шла речь в предыдущих статьях):
* профессиональный мультитрековый звуковой редактор Adobe Audition;
* профессиональные виртуальные студии Steinberg Cubase SX и Cakewalk SONAR;
* виртуальная студия Image Line FL Studio, принадлежащая к той же
ценовой категории, что и Reason, однако в отличие от Reason позволяющая
осуществлять запись/сведение звуковых треков.
Технология комплексирования музыкальных приложений
относительно несложна, но имеет ряд особенностей. О них (наряду с
исчерпывающим описанием методик применения и подробным пояснением
назначения элементов интерфейса собственно Reason) мы рассказали в
книге "Propellerhead Reason - музыкальная студия" (издательство
"БХВ-Петербург"). Эту книгу можно всегда заказать на сайте
www.prosounds.ru . Читайте, разбирайтесь, творите и публикуйте свои
произведения!
Источник:
http://prosounds.ru/article_info.php?articles_id=31
www.prosounds.ru
|